|
|
|
|
|
|
|
|
Choosing a spot for sailing mega yacht construction |
|
Если по размеру и качеству моторных мегаяхт топ стран выглядит так:
то картина среди строителей парусных мегаяхт несколько другая:
Стабильным лидером является Голландия, на территории которой находится 5 крупных верфей и десяток мелких. Лидер и по качеству и по цене мегаяхт. Второй идёт Новая Зеландия, отрыв по количеству строящихся там парусных мегаяхт совсем небольшой, крупных верфей там всего две, но мелких даже больше, чем в Голландии. Ну и третье место делят Финляндия и Англия в каждой стране по две относительно крупные верфи. Италия попадает в тройку только благодаря одной единственной верфи Perini Navi, которая строит в мире самое большое количество парусных мегаяхт 60+ метров.
Всего известных и зарекомендовавших себя верфей, которые строят парусные яхты от 40 метров размером я насчитал 17. Может быть парочку и пропустил, но общая картина понятна, производителей тут существенно меньше, чем среди моторных мегаяхт. Смотрите приложенную таблицу со списком всех верфей. Украинскую верфь Лиман я включил в таблицу из патриотических соображений, реально они построили всего две парусные яхты 18 метров, две 30 метров, но теоретически могут строить и большие размеры, поскольку имеют опыт постройки 47м моторной. На верфи я был и качество их работ видел, с голландцами конечно не сравнить, но работать с ними можно.
Процесс постройки новой мегяхты я бы разделил на следующие общие пункты:
- Выбор типа яхты;
- Выбор прототипа;
- Проектирование яхты;
- Непосредственно постройка яхты;
- Приемка, испытания и доработки;
- Менеджмент: регистрация под флаг, страховка, покупка судового имущества, подбор команды, перегон к месту стоянки и т.п.
- Выбор типа мегаяхты это ответ на несколько общих вопросов:
- Размер (35-40м, 40-45м, 45-50м, 50м и более);
- Материал корпуса (сталь, алюминий, стеклопластик, композиты);
- Тип корпуса (классический современный, классический под старину, спортивный, модерновый);
- Тип парусного вооружения (шлюп, кеч, шхуна, динариг и т.п.).
- Когда на эти вопросы первого пункта ответы получены, мы можем заняться поиском прототипа:
- Часть верфей сразу отпадёт, например если вы хотите быструю спортивную лодку, то сразу отбрасываем всех Голландцев. Или наоборот если лодка должна быть быстрой, то остаются всего 4-5 верфей;
- С каждой из этих верфей надо будет связаться и запросить примерные сроки и стоимость постройки. И подготовить список построенных аналогов. В итоге у нас останется 2-3 верфи и 3-4 прототипа;
- Затем нужно будет посетить и верфи и яхты, чтобы выбрать наиболее близкий к вашим требованиям корабль из уже построенных.
- Далее следует проектирование яхты. На этом этапе нужно сделать очень важный выбор. Будет ли вся постройка осуществляться одной верфью.
Поясню что это значит на примере отделки котеджа. Есть два пути. Первый - обратиться в компанию, которая делает всё под ключ от дизайн-проекта, подготовки технической документации, надзором за строительством, до собственно выполнения работ. Второй - найти дизайнера, найти компанию которая по его дизайну сделает технический проект, найти бригаду строителей и всё это консолидирует не сторонняя фирма, а собственный менеджер, ну или целая команда если проект сложный.
В постройке яхт всё тоже самое - можно весь проект отдать на выполнение конкретной верфи. А можно силами собственного менеджмента собрать все элементы паззла - выбрать дизайнера, выбрать площадку для постройки. Саму постройку могут осуществить на порядок больше верфей, чем приведено в моей таблице, тут будут и большие судоверфи строящие коммерческие корабли и маленькие семейные верфи. Кстати, многие из судов, перечисленных верфей, построены на чужих площадках в силу технологических причин.
Разница понятна - первый путь проще, второй дешевле. Качество в обоих вариантах зависит от уровня собственного менеджмента. Верфи с именем тоже надо тщательно контролировать. В целом наверное около 20-30% парусных мегаяхт строятся по второму варианту, как правило его предпочитают опытные владельцы, которые уже имели несколько яхт именно такого размера и типа.
Оба пути включают в себя:
- Выбор морского архитектора. Даже если верфь предлагает своего, вы всегда можете предложить альтернативу. Тут выбор ещё меньше, чем среди верфей. Есть всего десяток именитых контор способных задизайнить качественную парусную мегаяхту;
- Выбор дизайнера интерьеров. Опять же это довольно небольшой список имён;
- Собственно подготовка документации. На выходе полный пакет документации для постройки вашей яхты.
- Постройка яхты:
- Верфь строит, брокер и менеджеры заказчика контролируют соблюдение условий контракта и графика;
- Поскольку яхты такого размера всегда строятся под надзором классификационного общества (Ллойд, Бюро Веритас и т.п.), то инспектора общества регулярно контролируют постройку. Это опция и стоит отдельных денег, но отказываться от неё нельзя, поскольку это сильно снизит ликвидность вашей яхты в чартере и при последующей перепродаже;
- Постоянный контроль со стороны заказчика как правило осуществляет целая команда людей. Один человек почти постоянно находится на верфи пока строится яхта, присылает отчёты и фотографии ежедневно или раз в неделю. Раз в 3-4 месяца комиссия в составе: брокера, этого человека на верфи, плюс возможно независимого сюрвейра, проверяет как идёт строительство. График и содержание проверок конечно тоже прописаны в контракте с верфью;
- С произвольной регулярностью строительство посещает и сам владелец, у всех это происходит по разному. Но почти всегда по мере строительства владелец вносит какие-то пожелания и верфь их выполняет.
- Приёмка яхты тоже обычно состоит из нескольких этапов:
- Внутренняя приёмка верфи;
- Приёмка классификационного общества;
- Приёмка брокера совместно с независимым сюрвейром;
- И в самом конце сдача счастливому владельцу;
- Так или иначе какие-то замечания и пожелания наверняка будут и какое-то время займёт их устранение.
- Менеджмент осуществляется брокером и состоит примерно из следующих пунктов:
- Регистрация под флаг;
- Страхование;
- Покупка судового имущества;
- Подбор команды;
- Подбор марины;
- Перегон к месту стоянки;
- Для каждой конкретной яхты список может меняться, но вышеназванные пункты почти всегда присутствуют.
Михаил Житников 20 Января 2011 года
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Верфь |
Страна |
От футов |
До футов |
Пара слов от М. Житникова про верфь |
Baltic Yachts |
США |
50 |
200 |
Не очень много больших яхт они построили. И в последнее время (после 2006-07) как-то их не видно, но в целом производитель достойный. |
Nautor's Swan |
Finland |
42 |
130 |
Пластиковые современные яхты спортивного дизайна, полусерийные. Маленькие модели пекут как пирожки, больших построили не много, но вполне качественно. |
CNB |
France |
64 |
130 |
Быстрые современные яхты, в основном строят в размере меньше 115 футов. |
Abeking & Rasmussen |
Germany |
100 |
200 |
Очень уважаемая немецкая верфь, к лидерам в постройке парусных судов отнести её нельзя, но они так же строят и моторные и коммерческие суда и занимают очень неплохое место на рынке и строят качественно. |
Royal Huisman |
Holland |
100 |
300 |
Очень качественная верфь, в портфолио около десятка яхт размером более 40 метров. Одни из лидеров и по качеству и по цене. |
Holland Jachtbouw |
Holland |
90 |
200 |
Опять же отличное голландское качество, построили яхт меньше, чем лидеры, но по уровню весьма и весьма. Кроме того, известны своими рефитами чужих яхт. |
Jongert Yachts |
Holland |
80 |
160 |
В основном известны своими парусными яхтами 28-35 метров и в этих размерах Jongert безусловный лидер. Могут строить и большие яхты до 50м, опыт есть, но не такой огромный как в 30 метровых яхтах. |
Vitters |
Holland |
90 |
180 |
Так же один из лидеров в постройке парусных яхт из аллюминия в размере 40-50 метров |
Bloemsma Van Breemen |
Holland |
65 |
134 |
Небольшая голландская верфь, всего несколько яхт построили. |
Perini Navi |
Italy |
120 |
300 |
В постройке мегаяхт крупнее 60 метров Navi безусловный лидер, им же принадлежит заслуга постройки крупнейшей на сегодня парусной яхты Мальтийский Сокол 88м. Однако строят и поменьше 40-50 метров, но тут не факт, что они лучше Голландцев или Новозеландцев. |
Wally Yachts |
Monaco |
67 |
150 |
Быстрые спортивные яхты очень специфического футуристического дизайна, строят из пластика и углепластика. |
Alloy Yachts |
New Zealand |
100 |
190 |
Моторные яхты из алюминия по индивидуальным проектам, один из мировых лидеров среди строителей парусных мегаяхт. |
Fitzroy Yachts |
New Zealand |
90 |
150 |
Строит из алюминия и классические парусные яхты и довольно быстрые современных обводов. |
Sunreef |
Poland |
60 |
200 |
Специализируются на парусных суперкатамаранах из стали и алюминия. |
RMK Yachts |
Turkey |
100 |
200 |
Довольно крупная верфь, строит в основном коммерческие суда, но и частные яхты тоже, в том числе и по заказу других верфей, например 100 и 125 футовые Ойстеры. |
Pendennis |
Великобритания |
76 |
156 |
Лидер в Великобритании, в основном известны как одна из лучших верфей по рефиту парусных мега яхт. Портфолио собственных яхт не очень большое, есть одна 156 футов, а основной объем их заказов это 95 футовая очень удачная модель. |
Oyster |
Великобритания |
46 |
125 |
Классические яхты из пластика, в размерах менее 100 футов считаются одними из лучших, в размерах от 100 футов не так известны. |
Liman |
Ukraine |
60 |
140 |
Самая большая их парусная яхта 30м, но потенциально могут и 50 построить, опыт позволяет. Качество конечно с Голландским не сравнить. |
|
|
|
|
|
|
|
|